…>

            жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического

            сознания (безопасности окружающего мира) через решение

            следующих задач: 

ü формирование представлений об опасных  для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

ü приобщение к  правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

ü передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

ü формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

 

Перечень программ

и технологий

1. Основы безопасности детей дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. М.: Просвещение, 2007.

2. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 160 с.

Перечень пособий

1.  Белая К.Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 48 с.

2.  Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Маханева. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.

3.  Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателей детского сада. / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 24 с.

4.  Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах / Региональный стандарт Мин. образования Республики Татарстан. / Л.А. Артемьева, Ю.Д. Мисянин и др. – Казань, 1995.

5.  Семенюк В.И., Владимиров Н.В. Изучение правил дорожного движения: Кн. для учителя. – Мн.: Нар. асвета, 1996.

6.  Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2000.

 

  • «Социализация» 

 

Цели: освоение первоначальных представлений социального характера

           и включение детей в систему социальных отношений через

           решение следующих задач:

ü развитие игровой деятельности детей;

ü приобщение к элементарным общепринятым  нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

ü формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Региональная составляющая – народные игры, традиции, развлечения русского народа, края.

 

Перечень программ и технологий

Программы:

  1. «Юный эколог» // Николаева С.Н.   В кн.: Юный эколог: Программа и условия ее реализации в дошкольном учреждении. - М., 1998.
  2. «Открой себя» Е.В.Рылеева, изд.

 

Технологии по игровой деятельности:

Шустерман М. Коллективная игра и занятия.

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.

Развивающие игры для детей. – М.: Просвещение, 1991.

Михайленко И.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. – М.: Сфера, 2008.

Михайленко И.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком? – М.: Сфера, 2008.

 

Перечень пособий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Белая К.Ю., Кондрыкинская Л.А. Патриотическое воспитание. (Учебно-методическое пособие). – М.: Элти-Кудиц, 2002.

2.  Буре Р. Воспитание у дошкольников социальных норм поведения в деятельности на занятиях. Социальное развитие ребенка: Спецкурс. / Под ред. О.Л. Зверевой. – М., 2004.

3.  Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

4.  Тематический словарь в картинках. Блоки с 1 по 10. – М.: Школьная Пресса, 2005.

 

Пособия по игровой деятельности:

1.  Артамонова О. Предметно-пространственная сфера: ее роль  в развитии личности. // Дошкольное воспитание. – 1995. - № 4. – С. 37.

2.  Доронова Т., Доронов Е. Развитие детей в театрализованной деятельности: Пособие для воспитателей. – М., 1997.

3.  Николаева С. Игра и экологическое воспитание. // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 12. – С. 37.

4.  Новоселова С. Развивающая предметная среда. Методические рекомендации. – М.: ДОМ Центр инноваций в педагогике, 1995.

5.  Новоселова С.Л., Ревуцкая К.А. Игры, игрушки и игровое оборудование для ДОУ. – М., 1997.

 

 

  • «Труд»

Цели: формирование положительного отношения к труду через решение

           следующих задач:

ü развитие трудовой деятельности;

ü воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

ü формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Перечень программ и технологий

Программы:

 Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет ./ Т.С.Комарова, Л.В.Куцакова, Л.Ю.Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

 

  1. Дошкольник и труд. Учебно-методическое пособие. / Р.С.Буре. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
  2. Воспитание дошкольника в труде.  / Под  ред. В.Г. Нечаевой. – М.: Просвещение,  1974, 1980, 1983.
  3. Учите детей трудиться. / Р.С. Буре, Г.Н. Година. – М., 1983.
  4. 10. Ребёнок за столом. Методическое пособие. Глава »Дежурство». / В.Г.Алямовская и др. – М: Сфера, 2005.
  5. 13. Воспитание  нравственных  чувств у старших дошкольников. Главы: «Воспитание положительного отношения к труду» Година Г.Н., «Усвоение правил как средство воспитания положительного отношения к труду» Шатова А.Д.. / Под ред. Виноградовой А.М. – М.: Просвещение, 1989.
  6. 14. Конструирование и ручной труд в детском саду. Пособие для воспитателей /
  7. Л.В. Куцакова. – М: Просвещение, 1990.
  8. 15.Беседы с дошкольниками о профессиях. / Т.В. Потапова – М: Сфера,2005. (Серия «Вместе с дошкольниками»).
  9. 17. Чудесные поделки из бумаги. Книга для воспитателей детского сада. / З.А. Богатеева. – М.: Просвещение, 1992.
  10. 19. Конструирование из природного материала. / Л.А. Парамонова. – М: Карапуз.

 

  • «Познание»

Цели: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное

           развитие детей через решение следующих задач:

ü сенсорное развитие;

ü развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

ü формирование элементарных математических представлений;

ü формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Региональный компонент – ознакомление с историей, культурными традициями, природой родного края (краеведение).

Перечень пособий (развитие речи, математика)

1.  Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.

2.  Дьяченко О.М. Понимаете ли вы своего ребенка? Советы психолога: Кн. для родителей. – М.: просвещение, Учебная литература, 1996.

3.  Новикова В.П. Математика в детском саду. Подготовительная группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

4.  Новикова В.П. Математика в детском саду. Старшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

5.  Новикова В.П. Математика в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

6.  Новикова В.П. Математика в детском саду. Младшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

7.  Новикова В.П., Тихонова Л.И. Воспитание ребенка-дошкольника. – М.: Владос, 2008.

8.  Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Познание окружающего мира с детьми 3-7 лет. – М., 2009.

9.  Развивающие занятия с детьми 2-3 лет / Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008.

  1. Развивающие занятия с детьми 3-4 лет / Под ред. Л.А. Парамоновой. – М., 2009.
  2. Развивающие занятия с детьми 4-5 ле. / Под ред. Л.А. Парамоновой. – М., 2009.
  3. Развивающие занятия с детьми 5-6 лет / Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008.
  4. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет / Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008.
  5. Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей с 3 до 6 лет / Под ред. О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1991.

 

Перечень программ и технологий (конструирование)

  1. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. М.,2007
  2. Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала. М.2006.

 

  • «Коммуникация»

Цели: овладение конструктивными способами и средствами

           взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих

          задач:

ü развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

ü развитие всех компонентов устной         речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

ü практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Перечень пособий и технологий

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1985.
  2. Грамматические игры в детском саду: Методические рекомендации в помощь воспитателям дошкольных учреждений / Сост. Г.И. Николайчук. – Ровно, 1989.
  3. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1993.
  4. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985.
  5. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста. – М.: 1987.
  6. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М.: Просвещение, 1983.
  7. Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя дет. сада / В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Л.М. Кларина и др. – М.: Просвещение, 1993.

       

  • «Чтение художественной литературы»

 

Цели: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии)

           книг через решение следующих задач:

ü формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

ü развитие литературной речи;

ü приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. 

 

Региональный компонент – знакомство с произведениями разных жанров и направлений, ознакомление с культурой русского народа в фольклоре, через мифы, легенды, сказки. 

Перечень пособий

1.  Гриценко З. Пришли мне чтения доброго…: Методические рекомендации по детской литературе для работающих с детьми 4-6 лет. – М., 1997.

2.  Гурович Л., Береговая Л., Логинова В. Ребенок и книга. – СПб., 1996.

3.  Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой. – М.: Сфера, 1998.

4.  Ушакова О.С. Знакомим дошкольников 3-5 лет с литературой. – М., 2010.

5.  Ушакова О.С. Знакомим дошкольников 5-7 лет с литературой. – М., 2010.

 

 

  • «Художественное творчество»

 

Цели: формирование интереса к эстетической стороне окружающей

           действительности, удовлетворение потребности детей в

           самовыражении через решение следующих задач:

ü развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

ü развитие детского творчества;

ü приобщение к изобразительному искусству.

 

Региональный компонент выражен в изучении специфики декоративно-прикладного искусства края, области, ознакомлении с достижениями традиционной народной культуры России, края.

Перечень программ и технологий

1.  Казакова Т.Г. «Рисуем натюрморт»(5-8 лет), «Цветные пейзажи»(3-8 лет)

2.  Лыкова И.А.  Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». - М.: Карапуз-дидактика, 2007.

Перечень пособий

 

1.  Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. – М., 2002.

2.  Казакова Т.Г.  Занятие с дошкольниками по изобразительной деятельности: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1996.

3.  Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников: Пособие для воспитателя.- М.: Просвещение, 1980.

4.  Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество (Конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией): Пособие для воспитателей дет. сада.- М.: Просвещение, 1985.

5.  Комарова Т.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя дет.сада.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991.

6.  Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Пед. общество России, 2002.

 

  • «Музыка».

Цели: развитие музыкальности детей, способности эмоционально

           воспринимать музыку через решение следующих задач:

ü развитие  музыкально-художественной деятельности;

ü приобщение к музыкальному искусству.

ü развитие музыкальности детей;

ü развитие способности эмоционально воспринимать музыку.

 

Региональный компонент – ознакомление детей с произведениями и танцами народов Севера и Приамурья, амурских казаков.

Перечень программ и технологий

1.  Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки», младшая группа. СПб.: Изд-во «Композитор», 1999.

2.  Красота. Радость. Творчество. Программа / сост. Комарова, Т. С., Антонова А.В., Зацепина, М. Б., – Испр. и доп. – М., 2002.

3.  Ладушки / И. Каплунова, И. Новооскольцева. // Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей. – СПб.: Композитор, 1999.

4.  Матяшина А.А. «Путешествие в страну «хореография». Программа развития творческих способностей детей средствами хореографического искусства. – М.: «Владос», 1999.

Перечень пособий

  1. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с., нот. – (Б-ка воспитателя дет. сада).
  2. Дзержинская И.Л., Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. (из опыта работы) – М.: Просвещение , 1985 - 160c., нот.
  3. Коренева Т.Ф., «Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста» в 2частях. – Учеб.-метод. пособие. – (Воспитание и дополнительное образование детей). –

Пособия для педагогов:

  1. О.П. Радынова «Беседы о музыкальных инструментах». Комплект из 3 аудиокассет с дидактическим альбомом. – М., 1997.
  2. «Мы слушаем музыку». Учебное пособие. Комплект из 6 аудиокассет с методическими рекомендациями (сост. О. П. Радынова). – М.: 1997.
  3.  «Хрестоматия музыкального репертуара». Пятый год жизни. – М.: Центр «Гармония», 1993.
  4. «Хрестоматия музыкального репертуара». Шестой год жизни. – М.: «Виоланта», 1998. 

 

Интеграция образовательных областей

 

Образовательная область

Интеграция с другими образовательными областями

 

Физическая культура

Здоровье

Коммуникация

Кругозор

Музыка

Социализация

Безопасность

Здоровье

Физическая культура

Коммуникация

Чтение детям художественной литературы

Кругозор

Социализация

Безопасность

Коммуникация

Все образовательные области

 

Чтение художественной литературы

Коммуникация

Здоровье

Познание

Кругозор

Социализация

Безопасность

 

Познание

Коммуникация

Чтение художественной литературы

Кругозор

Художественное творчество

Социализация

Труд

Безопасность

Музыка

Коммуникация

Чтение художественной литературы

Кругозор

Физическая культура

Социализация

 

Художественное творчество

Коммуникация

Чтение художественной литературы

Кругозор

Познание

Социализация

Труд

Безопасность

Социализация

Все образовательные области

 

 

Труд

Здоровье

Коммуникация

Чтение художественной литературы

Кругозор

Социализация

Познание

Безопасность

 

 

Безопасность

Коммуникация

Физическая культура

Здоровье

Кругозор

Чтение художественной литературы

Познание

Художественное творчество

Социализация

Труд

 

Формы организации образовательного процесса.

 

Направления развития

Формы организации работы

Физическое

Занятия (тематические, игровые, интегрированные, с элементами логоритмики и корригирующей гимнастики и др.), утренняя гимнастика, прогулки, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, индивидуальная работа, праздники, развлечения, спортивные досуги, беседы, подвижные и хороводные игры, семейные спортивные праздники.

Социально-нравственное

Беседы, просмотры видеофильмов, индивидуальные и групповые занятия, трудовые поручения, экскурсии, дидактические, сюжетно-ролевые и театрализованные игры, взаимодействие с другими социокультурными объектами, общение с детьми младших групп, совместная деятельность с родителями, кружковая работа.

Познавательное

Ведение опытно-исследовательской деятельности, детское экспериментирование, занятия, индивидуальная работа, дидактические и сюжетно-ролевые игры, экскурсии, беседы, наблюдения.

Чтение худ.литературы и обязательное обсуждение прочитанного, занятия, индивидуальная работа с детьми, беседы, наблюдения, дидактические, сюжетно-ролевые, режиссёрские игры, театрализованная деятельность, кружковая работа.

 Художественно – эстетическое

Занятия, индивидуальная работа, кружковая работа, самостоятельная деятельность, организация выставок детского творчества, участие в конкурсах, подготовка выступлений для различных аудиторий, наблюдения, экскурсии.

 

Раздел 3.

Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы

 

Для определения как промежуточных, так и итоговых результатов освоения Программы большое значение имеет социальный портрет ребёнка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Являясь целевым ориентиром системы дошкольного образования, указанный социальный портрет отражает согласованные интересы и потребности семьи, общества и государства в области образования детей дошкольного возраста.

Познавательный потенциал. Сложились интеллектуальные предпосылки для начала систематического школьного обучения. Это проявляется в возросших возможностях умственной деятельности. Ребенок неплохо ориентируется в окружающем мире. Он достаточно уверенно выделяет объекты живой и неживой природы, предметного и социального мира. Ему доступно осознание ряда наглядно выраженных связей: временных, пространственных, функциональных, причинно-следственных.

За годы дошкольного детства ребенок приобрел ряд познавательных умений. Это умения дифференцированного восприятия и целенаправленного наблюдения, использования сенсорных эталонов для оценки свойств и качеств предметов, их группировки и классификации. Старший дошкольник научился сравнивать объекты, выделять главные и второстепенные признаки, отвечать на самые разнообразные вопросы, рассуждать, а также самостоятельно формулировать вопросы, пользоваться несложными наглядными моделями, схемами при решении задач и рассказывании сказок.

Главное - это то, что ребенок освоил умение целенаправленно осуществлять элементарную интеллектуальную и практическую деятельность, принимать задачи и правила, добиваться получения адекватного цели результата, научился следить за ходом рассуждения воспитателя. Без этих умений начало школьного обучения осложняется многими трудностями и психическими перегрузками.

Вместе с завершением дошкольного детства заканчивается первый значимый этап личностного развития ребенка. Он активен, любознателен. Он искренне устремлен к своему ближайшему будущему. Ему хочется стать школьником, получить новый социальный статус 

Физический потенциал. У ребенка - выпускника детского сада укрепилось здоровье, он стал более закаленным, работоспособным, хорошо физически развитым. Его физическое развитие не имеет отрицательных отклонений от нормы и даже иногда несколько опережают ее.

Изменяются пропорции тела, вытягиваются конечности, соотношение длины тела и окружности головы приближается к параметрам школьного возраста. Все перечисленные позитивные изменения физического развития служат показателями биологической зрелости ребенка, необходимой для начального школьного обучения.

В процессе разнообразных и специально подобранных упражнений развилась кисть, мелкая мускулатура пальцев рук, что служит гарантией овладения письмом.

Он получил первые представления о значении здоровья, режима дня, важности занятий спортом, утренней гимнастикой. Все это подтверждает, что основы физической готовности к школе сформировались успешно.

Нравственный потенциал. Сложились предпосылки вхождения ребенка в более широкий социум. Он научился общаться со взрослыми и сверстниками, усвоил основы культуры поведения, дружеских взаимоотношений. Ребенок использует разные формы общения: деловое, познавательное, личностное. Его речевые умения разнообразны. Он умеет выслушать и понять речь собеседника, достаточно ясно и понятно для слушателя выразить свои мысли, правильно построить предложения, составить связный рассказ. Его словарный запас разнообразен, речь внятна и выразительна. Это важное для школьного обучения достижение.

Он выражает сочувствие, отзывчивость, желание помочь, бережно относиться к животным и растениям. Его чувства приобретают социально-нравственную окраску, становятся более устойчивыми. Выполнение нравственных требований и правил вызывает у ребенка чувство удовлетворения, гордости, нарушение их заставляет пережить чувство огорчения. Ребенок уже начинает осознавать свои возможности, достижения, учится оценивать свои и чужие поступки с позиции общих ценностей (добро-зло, справедливо-несправедливо, хорошо-плохо).

Коммуникативный потенциал. Ребенок с удовольствием участвует в коллективных делах, способен принять общую цель и условия, старается действовать согласованно, проявляет живой интерес к общему результату. В его поведении и взаимоотношениях наблюдаются волевые проявления: он стремится сдержаться, если это необходимо, проявить терпение, настойчивость. Эти элементы произвольности очень ценны для предстоящей учебной деятельности. Но у дошкольника они еще только складываются, и подходить с высокими требованиями к произвольному управлению ребенком своей активностью еще преждевременно.

Художественный потенциал. Ребенок проявляет интерес к творчеству, у него развито воображение, выражено стремление к самостоятельности. За годы пребывания в детском саду он приобрел опыт успешной деятельности, и это придало ему уверенность в себе, укрепило в стремлении к новым достижениям. Ребенок нацелен на достижение положительных результатов в новой социальной роли - ученика.

Модель выпускника.

        Выпускник МБДОУ д\с № 2 с. Невер, при условии систематического посещения им образовательного учреждения, обладает следующими качествами:

  • Овладел основными культурно-гигиеническими навыками, физически развитый.

Ребёнок достиг максимально возможного уровня гармоничного физического развития (с учётом индивидуальных данных). У него сформированы жизненно необходимые двигательные умения и потребность в двигательной активности. Ребёнок проявляет своё эмоциональное состояние в движении; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры.

  • Имеет первичные представления о себе, семье, обществе, мире и природе.
  • Любознательный и активный.

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Задаёт вопросы взрослому, любит экспериментировать. В случае затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

  • Наш выпускник эмоционально отзывчивый. 

Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

  • Выпускник нашего ДОУ овладел необходимыми умениями и навыками (речевыми,

изобразительными, музыкальными, конструктивными и др.), необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности. У него сформирована мотивационная, личностная, а также интеллектуальная готовность к обучению на начальной ступени образования.

Для определения как промежуточных, так и итоговых результатов освоения Программы большое значение имеет социальный портрет ребёнка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Являясь целевым ориентиром системы дошкольного образования, указанный социальный портрет отражает согласованные интересы и потребности семьи, общества и государства в области образования детей дошкольного возраста.

Познавательный потенциал. Сложились интеллектуальные предпосылки для начала систематического школьного обучения. Это проявляется в возросших возможностях умственной деятельности. Ребенок неплохо ориентируется в окружающем мире. Он достаточно уверенно выделяет объекты живой и неживой природы, предметного и социального мира. Ему доступно осознание ряда наглядно выраженных связей: временных, пространственных, функциональных, причинно-следственных.

За годы дошкольного детства ребенок приобрел ряд познавательных умений. Это умения дифференцированного восприятия и целенаправленного наблюдения, использования сенсорных эталонов для оценки свойств и качеств предметов, их группировки и классификации. Старший дошкольник научился сравнивать объекты, выделять главные и второстепенные признаки, отвечать на самые разнообразные вопросы, рассуждать, а также самостоятельно формулировать вопросы, пользоваться несложными наглядными моделями, схемами при решении задач и рассказывании сказок.

Главное - это то, что ребенок освоил умение целенаправленно осуществлять элементарную интеллектуальную и практическую деятельность, принимать задачи и правила, добиваться получения адекватного цели результата, научился следить за ходом рассуждения воспитателя. Без этих умений начало школьного обучения осложняется многими трудностями и психическими перегрузками.

Вместе с завершением дошкольного детства заканчивается первый значимый этап личностного развития ребенка. Он активен, любознателен. Он искренне устремлен к своему ближайшему будущему. Ему хочется стать школьником, получить новый социальный статус 

Физический потенциал. У ребенка - выпускника детского сада укрепилось здоровье, он стал более закаленным, работоспособным, хорошо физически развитым. Его физическое развитие не имеет отрицательных отклонений от нормы и даже иногда несколько опережают ее.

Изменяются пропорции тела, вытягиваются конечности, соотношение длины тела и окружности головы приближается к параметрам школьного возраста. Все перечисленные позитивные изменения физического развития служат показателями биологической зрелости ребенка, необходимой для начального школьного обучения.

В процессе разнообразных и специально подобранных упражнений развилась кисть, мелкая мускулатура пальцев рук, что служит гарантией овладения письмом.

Он получил первые представления о значении здоровья, режима дня, важности занятий спортом, утренней гимнастикой. Все это подтверждает, что основы физической готовности к школе сформировались успешно.

Нравственный потенциал. Сложились предпосылки вхождения ребенка в более широкий социум. Он научился общаться со взрослыми и сверстниками, усвоил основы культуры поведения, дружеских взаимоотношений. Ребенок использует разные формы общения: деловое, познавательное, личностное. Его речевые умения разнообразны. Он умеет выслушать и понять речь собеседника, достаточно ясно и понятно для слушателя выразить свои мысли, правильно построить предложения, составить связный рассказ. Его словарный запас разнообразен, речь внятна и выразительна. Это важное для школьного обучения достижение.

Он выражает сочувствие, отзывчивость, желание помочь, бережно относиться к животным и растениям. Его чувства приобретают социально-нравственную окраску, становятся более устойчивыми. Выполнение нравственных требований и правил вызывает у ребенка чувство удовлетворения, гордости, нарушение их заставляет пережить чувство огорчения. Ребенок уже начинает осознавать свои возможности, достижения, учится оценивать свои и чужие поступки с позиции общих ценностей (добро-зло, справедливо-несправедливо, хорошо-плохо).

Коммуникативный потенциал. Ребенок с удовольствием участвует в коллективных делах, способен принять общую цель и условия, старается действовать согласованно, проявляет живой интерес к общем

Сделать бесплатный сайт с uCoz