жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического
сознания (безопасности окружающего мира) через решение
следующих задач:
ü формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
ü приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
ü передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
ü формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Перечень программ и технологий | 1. Основы безопасности детей дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. М.: Просвещение, 2007. 2. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 160 с. |
Перечень пособий | 1. Белая К.Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 48 с. 2. Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Маханева. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. 3. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателей детского сада. / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 24 с. 4. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах / Региональный стандарт Мин. образования Республики Татарстан. / Л.А. Артемьева, Ю.Д. Мисянин и др. – Казань, 1995. 5. Семенюк В.И., Владимиров Н.В. Изучение правил дорожного движения: Кн. для учителя. – Мн.: Нар. асвета, 1996. 6. Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2000. |
- «Социализация»
Цели: освоение первоначальных представлений социального характера
и включение детей в систему социальных отношений через
решение следующих задач:
ü развитие игровой деятельности детей;
ü приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
ü формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Региональная составляющая – народные игры, традиции, развлечения русского народа, края.
Перечень программ и технологий | Программы:
Технологии по игровой деятельности: Шустерман М. Коллективная игра и занятия. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991. Развивающие игры для детей. – М.: Просвещение, 1991. Михайленко И.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. – М.: Сфера, 2008. Михайленко И.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком? – М.: Сфера, 2008.
|
Перечень пособий
| 1. Белая К.Ю., Кондрыкинская Л.А. Патриотическое воспитание. (Учебно-методическое пособие). – М.: Элти-Кудиц, 2002. 2. Буре Р. Воспитание у дошкольников социальных норм поведения в деятельности на занятиях. Социальное развитие ребенка: Спецкурс. / Под ред. О.Л. Зверевой. – М., 2004. 3. Кондрыкинская Л.А. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010. 4. Тематический словарь в картинках. Блоки с 1 по 10. – М.: Школьная Пресса, 2005.
Пособия по игровой деятельности: 1. Артамонова О. Предметно-пространственная сфера: ее роль в развитии личности. // Дошкольное воспитание. – 1995. - № 4. – С. 37. 2. Доронова Т., Доронов Е. Развитие детей в театрализованной деятельности: Пособие для воспитателей. – М., 1997. 3. Николаева С. Игра и экологическое воспитание. // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 12. – С. 37. 4. Новоселова С. Развивающая предметная среда. Методические рекомендации. – М.: ДОМ Центр инноваций в педагогике, 1995. 5. Новоселова С.Л., Ревуцкая К.А. Игры, игрушки и игровое оборудование для ДОУ. – М., 1997. |
- «Труд»
Цели: формирование положительного отношения к труду через решение
следующих задач:
ü развитие трудовой деятельности;
ü воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
ü формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Перечень программ и технологий | Программы: Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет ./ Т.С.Комарова, Л.В.Куцакова, Л.Ю.Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. |
|
|
- «Познание»
Цели: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное
развитие детей через решение следующих задач:
ü сенсорное развитие;
ü развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
ü формирование элементарных математических представлений;
ü формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Региональный компонент – ознакомление с историей, культурными традициями, природой родного края (краеведение).
Перечень пособий (развитие речи, математика) | 1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 1999. 2. Дьяченко О.М. Понимаете ли вы своего ребенка? Советы психолога: Кн. для родителей. – М.: просвещение, Учебная литература, 1996. 3. Новикова В.П. Математика в детском саду. Подготовительная группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. 4. Новикова В.П. Математика в детском саду. Старшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. 5. Новикова В.П. Математика в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. 6. Новикова В.П. Математика в детском саду. Младшая группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. 7. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Воспитание ребенка-дошкольника. – М.: Владос, 2008. 8. Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Познание окружающего мира с детьми 3-7 лет. – М., 2009. 9. Развивающие занятия с детьми 2-3 лет / Под ред. Л.А. Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008.
|
Перечень программ и технологий (конструирование) |
|
- «Коммуникация»
Цели: овладение конструктивными способами и средствами
взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих
задач:
ü развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
ü развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
ü практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Перечень пособий и технологий |
|
- «Чтение художественной литературы»
Цели: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии)
книг через решение следующих задач:
ü формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
ü развитие литературной речи;
ü приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Региональный компонент – знакомство с произведениями разных жанров и направлений, ознакомление с культурой русского народа в фольклоре, через мифы, легенды, сказки.
Перечень пособий | 1. Гриценко З. Пришли мне чтения доброго…: Методические рекомендации по детской литературе для работающих с детьми 4-6 лет. – М., 1997. 2. Гурович Л., Береговая Л., Логинова В. Ребенок и книга. – СПб., 1996. 3. Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой. – М.: Сфера, 1998. 4. Ушакова О.С. Знакомим дошкольников 3-5 лет с литературой. – М., 2010. 5. Ушакова О.С. Знакомим дошкольников 5-7 лет с литературой. – М., 2010.
|
- «Художественное творчество»
Цели: формирование интереса к эстетической стороне окружающей
действительности, удовлетворение потребности детей в
самовыражении через решение следующих задач:
ü развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
ü развитие детского творчества;
ü приобщение к изобразительному искусству.
Региональный компонент выражен в изучении специфики декоративно-прикладного искусства края, области, ознакомлении с достижениями традиционной народной культуры России, края.
Перечень программ и технологий | 1. Казакова Т.Г. «Рисуем натюрморт»(5-8 лет), «Цветные пейзажи»(3-8 лет) 2. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». - М.: Карапуз-дидактика, 2007. |
Перечень пособий |
1. Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. – М., 2002. 2. Казакова Т.Г. Занятие с дошкольниками по изобразительной деятельности: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1996. 3. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников: Пособие для воспитателя.- М.: Просвещение, 1980. 4. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество (Конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией): Пособие для воспитателей дет. сада.- М.: Просвещение, 1985. 5. Комарова Т.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя дет.сада.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991. 6. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Пед. общество России, 2002. |
- «Музыка».
Цели: развитие музыкальности детей, способности эмоционально
воспринимать музыку через решение следующих задач:
ü развитие музыкально-художественной деятельности;
ü приобщение к музыкальному искусству.
ü развитие музыкальности детей;
ü развитие способности эмоционально воспринимать музыку.
Региональный компонент – ознакомление детей с произведениями и танцами народов Севера и Приамурья, амурских казаков.
Перечень программ и технологий | 1. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки», младшая группа. СПб.: Изд-во «Композитор», 1999. 2. Красота. Радость. Творчество. Программа / сост. Комарова, Т. С., Антонова А.В., Зацепина, М. Б., – Испр. и доп. – М., 2002. 3. Ладушки / И. Каплунова, И. Новооскольцева. // Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей. – СПб.: Композитор, 1999. 4. Матяшина А.А. «Путешествие в страну «хореография». Программа развития творческих способностей детей средствами хореографического искусства. – М.: «Владос», 1999. |
Перечень пособий |
Пособия для педагогов:
|
Интеграция образовательных областей
Образовательная область | Интеграция с другими образовательными областями |
Физическая культура | Здоровье Коммуникация Кругозор Музыка Социализация Безопасность |
Здоровье | Физическая культура Коммуникация Чтение детям художественной литературы Кругозор Социализация Безопасность |
Коммуникация | Все образовательные области |
Чтение художественной литературы | Коммуникация Здоровье Познание Кругозор Социализация Безопасность |
Познание | Коммуникация Чтение художественной литературы Кругозор Художественное творчество Социализация Труд Безопасность |
Музыка | Коммуникация Чтение художественной литературы Кругозор Физическая культура Социализация |
Художественное творчество | Коммуникация Чтение художественной литературы Кругозор Познание Социализация Труд Безопасность |
Социализация | Все образовательные области
|
Труд | Здоровье Коммуникация Чтение художественной литературы Кругозор Социализация Познание Безопасность |
Безопасность | Коммуникация Физическая культура Здоровье Кругозор Чтение художественной литературы Познание Художественное творчество Социализация Труд |
Формы организации образовательного процесса.
Направления развития | Формы организации работы |
Физическое | Занятия (тематические, игровые, интегрированные, с элементами логоритмики и корригирующей гимнастики и др.), утренняя гимнастика, прогулки, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, индивидуальная работа, праздники, развлечения, спортивные досуги, беседы, подвижные и хороводные игры, семейные спортивные праздники. |
Социально-нравственное | Беседы, просмотры видеофильмов, индивидуальные и групповые занятия, трудовые поручения, экскурсии, дидактические, сюжетно-ролевые и театрализованные игры, взаимодействие с другими социокультурными объектами, общение с детьми младших групп, совместная деятельность с родителями, кружковая работа. |
Познавательное | Ведение опытно-исследовательской деятельности, детское экспериментирование, занятия, индивидуальная работа, дидактические и сюжетно-ролевые игры, экскурсии, беседы, наблюдения. Чтение худ.литературы и обязательное обсуждение прочитанного, занятия, индивидуальная работа с детьми, беседы, наблюдения, дидактические, сюжетно-ролевые, режиссёрские игры, театрализованная деятельность, кружковая работа. |
Художественно – эстетическое | Занятия, индивидуальная работа, кружковая работа, самостоятельная деятельность, организация выставок детского творчества, участие в конкурсах, подготовка выступлений для различных аудиторий, наблюдения, экскурсии. |
Раздел 3.
Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы
Для определения как промежуточных, так и итоговых результатов освоения Программы большое значение имеет социальный портрет ребёнка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Являясь целевым ориентиром системы дошкольного образования, указанный социальный портрет отражает согласованные интересы и потребности семьи, общества и государства в области образования детей дошкольного возраста.
Познавательный потенциал. Сложились интеллектуальные предпосылки для начала систематического школьного обучения. Это проявляется в возросших возможностях умственной деятельности. Ребенок неплохо ориентируется в окружающем мире. Он достаточно уверенно выделяет объекты живой и неживой природы, предметного и социального мира. Ему доступно осознание ряда наглядно выраженных связей: временных, пространственных, функциональных, причинно-следственных.
За годы дошкольного детства ребенок приобрел ряд познавательных умений. Это умения дифференцированного восприятия и целенаправленного наблюдения, использования сенсорных эталонов для оценки свойств и качеств предметов, их группировки и классификации. Старший дошкольник научился сравнивать объекты, выделять главные и второстепенные признаки, отвечать на самые разнообразные вопросы, рассуждать, а также самостоятельно формулировать вопросы, пользоваться несложными наглядными моделями, схемами при решении задач и рассказывании сказок.
Главное - это то, что ребенок освоил умение целенаправленно осуществлять элементарную интеллектуальную и практическую деятельность, принимать задачи и правила, добиваться получения адекватного цели результата, научился следить за ходом рассуждения воспитателя. Без этих умений начало школьного обучения осложняется многими трудностями и психическими перегрузками.
Вместе с завершением дошкольного детства заканчивается первый значимый этап личностного развития ребенка. Он активен, любознателен. Он искренне устремлен к своему ближайшему будущему. Ему хочется стать школьником, получить новый социальный статус
Физический потенциал. У ребенка - выпускника детского сада укрепилось здоровье, он стал более закаленным, работоспособным, хорошо физически развитым. Его физическое развитие не имеет отрицательных отклонений от нормы и даже иногда несколько опережают ее.
Изменяются пропорции тела, вытягиваются конечности, соотношение длины тела и окружности головы приближается к параметрам школьного возраста. Все перечисленные позитивные изменения физического развития служат показателями биологической зрелости ребенка, необходимой для начального школьного обучения.
В процессе разнообразных и специально подобранных упражнений развилась кисть, мелкая мускулатура пальцев рук, что служит гарантией овладения письмом.
Он получил первые представления о значении здоровья, режима дня, важности занятий спортом, утренней гимнастикой. Все это подтверждает, что основы физической готовности к школе сформировались успешно.
Нравственный потенциал. Сложились предпосылки вхождения ребенка в более широкий социум. Он научился общаться со взрослыми и сверстниками, усвоил основы культуры поведения, дружеских взаимоотношений. Ребенок использует разные формы общения: деловое, познавательное, личностное. Его речевые умения разнообразны. Он умеет выслушать и понять речь собеседника, достаточно ясно и понятно для слушателя выразить свои мысли, правильно построить предложения, составить связный рассказ. Его словарный запас разнообразен, речь внятна и выразительна. Это важное для школьного обучения достижение.
Он выражает сочувствие, отзывчивость, желание помочь, бережно относиться к животным и растениям. Его чувства приобретают социально-нравственную окраску, становятся более устойчивыми. Выполнение нравственных требований и правил вызывает у ребенка чувство удовлетворения, гордости, нарушение их заставляет пережить чувство огорчения. Ребенок уже начинает осознавать свои возможности, достижения, учится оценивать свои и чужие поступки с позиции общих ценностей (добро-зло, справедливо-несправедливо, хорошо-плохо).
Коммуникативный потенциал. Ребенок с удовольствием участвует в коллективных делах, способен принять общую цель и условия, старается действовать согласованно, проявляет живой интерес к общему результату. В его поведении и взаимоотношениях наблюдаются волевые проявления: он стремится сдержаться, если это необходимо, проявить терпение, настойчивость. Эти элементы произвольности очень ценны для предстоящей учебной деятельности. Но у дошкольника они еще только складываются, и подходить с высокими требованиями к произвольному управлению ребенком своей активностью еще преждевременно.
Художественный потенциал. Ребенок проявляет интерес к творчеству, у него развито воображение, выражено стремление к самостоятельности. За годы пребывания в детском саду он приобрел опыт успешной деятельности, и это придало ему уверенность в себе, укрепило в стремлении к новым достижениям. Ребенок нацелен на достижение положительных результатов в новой социальной роли - ученика.
Модель выпускника.
Выпускник МБДОУ д\с № 2 с. Невер, при условии систематического посещения им образовательного учреждения, обладает следующими качествами:
- Овладел основными культурно-гигиеническими навыками, физически развитый.
Ребёнок достиг максимально возможного уровня гармоничного физического развития (с учётом индивидуальных данных). У него сформированы жизненно необходимые двигательные умения и потребность в двигательной активности. Ребёнок проявляет своё эмоциональное состояние в движении; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры.
- Имеет первичные представления о себе, семье, обществе, мире и природе.
- Любознательный и активный.
Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Задаёт вопросы взрослому, любит экспериментировать. В случае затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
- Наш выпускник эмоционально отзывчивый.
Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
- Выпускник нашего ДОУ овладел необходимыми умениями и навыками (речевыми,
изобразительными, музыкальными, конструктивными и др.), необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности. У него сформирована мотивационная, личностная, а также интеллектуальная готовность к обучению на начальной ступени образования.
Для определения как промежуточных, так и итоговых результатов освоения Программы большое значение имеет социальный портрет ребёнка 7 лет, освоившего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Являясь целевым ориентиром системы дошкольного образования, указанный социальный портрет отражает согласованные интересы и потребности семьи, общества и государства в области образования детей дошкольного возраста.
Познавательный потенциал. Сложились интеллектуальные предпосылки для начала систематического школьного обучения. Это проявляется в возросших возможностях умственной деятельности. Ребенок неплохо ориентируется в окружающем мире. Он достаточно уверенно выделяет объекты живой и неживой природы, предметного и социального мира. Ему доступно осознание ряда наглядно выраженных связей: временных, пространственных, функциональных, причинно-следственных.
За годы дошкольного детства ребенок приобрел ряд познавательных умений. Это умения дифференцированного восприятия и целенаправленного наблюдения, использования сенсорных эталонов для оценки свойств и качеств предметов, их группировки и классификации. Старший дошкольник научился сравнивать объекты, выделять главные и второстепенные признаки, отвечать на самые разнообразные вопросы, рассуждать, а также самостоятельно формулировать вопросы, пользоваться несложными наглядными моделями, схемами при решении задач и рассказывании сказок.
Главное - это то, что ребенок освоил умение целенаправленно осуществлять элементарную интеллектуальную и практическую деятельность, принимать задачи и правила, добиваться получения адекватного цели результата, научился следить за ходом рассуждения воспитателя. Без этих умений начало школьного обучения осложняется многими трудностями и психическими перегрузками.
Вместе с завершением дошкольного детства заканчивается первый значимый этап личностного развития ребенка. Он активен, любознателен. Он искренне устремлен к своему ближайшему будущему. Ему хочется стать школьником, получить новый социальный статус
Физический потенциал. У ребенка - выпускника детского сада укрепилось здоровье, он стал более закаленным, работоспособным, хорошо физически развитым. Его физическое развитие не имеет отрицательных отклонений от нормы и даже иногда несколько опережают ее.
Изменяются пропорции тела, вытягиваются конечности, соотношение длины тела и окружности головы приближается к параметрам школьного возраста. Все перечисленные позитивные изменения физического развития служат показателями биологической зрелости ребенка, необходимой для начального школьного обучения.
В процессе разнообразных и специально подобранных упражнений развилась кисть, мелкая мускулатура пальцев рук, что служит гарантией овладения письмом.
Он получил первые представления о значении здоровья, режима дня, важности занятий спортом, утренней гимнастикой. Все это подтверждает, что основы физической готовности к школе сформировались успешно.
Нравственный потенциал. Сложились предпосылки вхождения ребенка в более широкий социум. Он научился общаться со взрослыми и сверстниками, усвоил основы культуры поведения, дружеских взаимоотношений. Ребенок использует разные формы общения: деловое, познавательное, личностное. Его речевые умения разнообразны. Он умеет выслушать и понять речь собеседника, достаточно ясно и понятно для слушателя выразить свои мысли, правильно построить предложения, составить связный рассказ. Его словарный запас разнообразен, речь внятна и выразительна. Это важное для школьного обучения достижение.
Он выражает сочувствие, отзывчивость, желание помочь, бережно относиться к животным и растениям. Его чувства приобретают социально-нравственную окраску, становятся более устойчивыми. Выполнение нравственных требований и правил вызывает у ребенка чувство удовлетворения, гордости, нарушение их заставляет пережить чувство огорчения. Ребенок уже начинает осознавать свои возможности, достижения, учится оценивать свои и чужие поступки с позиции общих ценностей (добро-зло, справедливо-несправедливо, хорошо-плохо).
Коммуникативный потенциал. Ребенок с удовольствием участвует в коллективных делах, способен принять общую цель и условия, старается действовать согласованно, проявляет живой интерес к общем