Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 2 с.Невер

    Согласовано                                                                    Утверждаю

Начальник отдела                                                               Заведующая МБДОУ

образования                                                                          д\с № 2 с.Невер

администрации                                                              _________О.С.Гончарова

Сковородинского                                                          «___»________2012 г.

района

Лопатина Т.Г.

«__»_______2012 г.

 

 

 

Образовательная программа

муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения

детский сад № 2 с.Невер

с. Невер

2012-2017год.

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

 

Пояснительная записка

 

I ЧАСТЬ. Инвариантная.

 

Раздел 1. Организация режима пребывания детей в ДОУ

1.1.         Объём учебной нагрузки.

1.2.         Проектирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

1.3.         Модель воспитательно-образовательной  деятельности на  год.

1.4.         Система физкультурно-оздоровительной работы.

1.5.         Система закаливающих мероприятий.

1.6.         Организация питания.

Раздел 2. Содержание психолого-педагогической работы по освоению

                 образовательных областей.

  • Физическая культура
  • Здоровье
  • Безопасность
  • Социализация
  • Труд
  • Познание
  • Коммуникация
  • Чтение художественной литературы
  • Художественное творчество
  • Музыка

Раздел 3. Планируемые результаты освоения детьми основной

                 общеобразовательной программы.

Раздел 4. Система мониторинга достижения детьми планируемых

                 результатов освоения Программы

 

II ЧАСТЬ.  Вариативная.

Раздел 1. Модель воспитательно-образовательной  деятельности на  год.

Раздел 2. Особенности организации образовательного процесса в группах

                раннего возраста.

Раздел 3. Особенности организации образовательного процесса в группах

                старшего дошкольного возраста.

Раздел 4. Условия реализации образовательной программы дошкольного

                   образовательного учреждения.

4.1.         Управление реализацией программы.

4.1.1.  Ресурсное обеспечение реализации образовательной программы ДОУ.

4.1.2.  Финансово – экономическое обеспечение.

4.1.3.  Управление реализацией ДОУ.

4.1.4.  Контроль и управление.

4.1.5.  Модель управления.

4.1.6.  Контроль за воспитательно-образовательной и оздоровительной работой с детьми.

4.1.7.  Формы административного контроля.

4.1.8.  Контроль организации питания детей в группах.

4.2.         Создание и обновление предметно-развивающей среды.

4.3.         Сотрудничество с семьей.

4.3.1.  Система взаимодействия детского сада и семьи.

4.3.2.  Родительская экспертиза – модель обратной связи.

4.3.3.  Линии, способы и формы  взаимодействия с семьей.

4.3.4.  Родительская экспертиза и инструменты соуправления.

4.4.         Преемственность в работе ДОУ и школы.

4.5.          Взаимодействие с социальными партнёрами.

4.6.         Дополнительные услуги.

 

Приложение:

 

  1. 1.     Учебный план.
  2. 2.     План работы по преемственности ДОУ и школы

 

Пояснительная записка

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 с. Невер открыто в 1990 году.  Расположено МБДОУ с.Невер, ул. Пятилетка, 27 в типовом одноэтажном шлакобетонном здании. Площадь здания 837 кв.м. По этой улице это единственное дошкольное учреждение.

В детском саду функционирует 3 возрастных группы, в которых воспитывается 57 детей, в том числе:

 

 младшая группа   (1.6 – 3 года)  –  15 человек

средняя группа (3 – 5 лет) – 21 человек

старшая группа (5 – 7 лет)  –  21 человек

 

       Зона, в которой расположен детский сад, характеризуется благоприятной экологической обстановкой – за территорией детского сада находится естественный лесной массив, промышленные зоны вблизи отсутствуют, проезжая часть находится вдали. 676055,Россия, Амурская область, Сковородинский район, с. Невер, ул. Невер,27

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 с. Невер является звеном муниципальной системы образования Сковородинского района Амурской области, обеспечивающим помощь семье в воспитании детей дошкольного возраста, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей.

    Учредителем ДОУ является администрация Сковородинского района. Адрес учредителя 676014, Россия, Амурская область, город Сковородино, улица Победы,33.

     По организационно-правовой форме ДОУ является - муниципальное учреждение, по типу – бюджетное дошкольное образовательное учреждение, по виду – детский сад, категория – третья.

Деятельность ДОУ направлена на обеспечение непрерывного, всестороннего и своевременного развития ребёнка. Воспитательно-образовательная работа построена на основе психолого-педагогической диагностики с учётом склонностей и способностей детей с целью обеспечения их максимальной самореализации.

       Основными средствами реализации предназначения детского сада являются:

  • Устав, принятый советом педагогов, протокол № 6 от 20.07.2011 года.
    • лицензированная образовательная деятельность (Лицензия: серия РО №041024, выдана 23 марта 2012 года Министерством образования и науки Амурской области; регистрационный номер ОД 4591; срок лицензии – «бессрочная»).
    • Свидетельство о государственной аккредитации: серия ДД №000330, выдано 02 марта  2010 года Министерством образования и науки Амурской области.
    • освоение воспитанниками основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. 
    • предоставление воспитанникам возможности апробировать себя в различных видах деятельности: игровой, образовательной, организаторской и трудовой
    • обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ, развитие и совершенствование предметно-развивающей среды; профессионализм педагогов.

     В ДОУ сформирован педагогически грамотный, работоспособный коллектив. В учреждении работают 4 педагога. Заведующий имеет среднее специальное образование, стаж педагогической работы – 6 лет, на руководящей – 10 месяцев, имеет вторую квалификационную категорию.

 

Педагогические кадры

 

Ф.И.О. работника

Должность

 

Педстаж

Образование

 

Квалификация

 

1

Гончарова Оксана Сергеевна

 

Заведующая

 

6 лет

Среднее специальное

2 категория

 

2

Обогрелова Елена Викторовна

 

Воспитатель

 

23 года

Среднее специальное

1 категория

 

3

Сутягина Светлана Петровна

Воспитатель

 

19 лет

 

Среднее специальное

2 категория

 

4

Середина Ирина Николаевна

Воспитатель

 

8 лет

Среднее специальное

2 категория

5

Козлова Вера Николаевна

Воспитатель

 

3 года

Среднее специальное

2 категория

       Учитывая положения Конвенции ООН о правах ребенка, ориентируясь на государственные стандарты и базисную программу развития ребенка-дошкольника «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, педагогический коллектив основной целью своей работы видит создание благоприятных условий для пол­ноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование ос­нов базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и фи­зических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • продолжать работу по охране и укреплению физического и психического здоровья детей;
  • продолжать обогащать развивающую среду по ознакомлению детей с предметным миром;
  • обеспечить систему повышения квалификации педагогов, направленную на овладение программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. 
  • совершенствовать условия для сотрудничества ДОУ и семьи;
  • поддерживать эмоционально-положительный настрой ребёнка в течении всего периода освоения программы.

       Введение, ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия (миром людей, природы и др.) и культуры (изобразительным искусством, музыкой, детской литературой и родным языком, математикой и пр.).

        Для реализации целей и задач нашего детского сада необходимыми и достаточными будут следующие принципы построения образовательного процесса:

1)                Личностно - деятельностный принцип. Построение образовательного процесса в соответствии с личностными особенностями каждого воспитанника. Личностное развитие  и личностный рост – это всегда результат усвоения реального практического опыта, который возможен только через вовлечение ребенка в личностно значимые для него виды деятельности. Человек растет именно в деятельности.

2)                Принцип культуросообразности.  Воспитание человека с позитивным типом мышления, партнерской моделью социального взаимодействия, творческим подходом к собственной жизни немыслимо  вне контекста культуры. Культура должна проникать во все, даже самые казалось бы незначительные моменты жизни ребенка в детском саду: бытовые, коммуникативные, познавательные и т.д. Важно дать ребенку возможность почувствовать себя как хранителем культурного наследия своей семьи, страны, человеческой цивилизации, так и творцом собственной культурной реальности, способным понимать  и принимать  культурные различия как норму современной жизни.

3)                Принцип вариативности. Свободная, самостоятельная, творческая успешная  саморазвивающаяся личность рождается только в ситуации выбора, в ситуации, где нет жестко определенного единственно верного ответа на поставленный вопрос, а есть варианты, каждый из которых имеет свои возможности и ограничения. Способность выбирать из разных вариантов оптимальный, лучший для конкретной ситуации – сегодня это основа успешной самореализации в условиях динамично меняющегося мира. Способность выбирать -  это и способность быть ответственным за результаты своего выбора. Важно помочь ребенку ощутить в себе ресурсы, делающие любой выбор возможным: уверенность в себе, гибкость мышления и поведения, рефлексия.

       Программа охватывает возрастной период от 1,5 лет  до 7 лет. Для реализации программы создан комплект методических материалов для родителей и педагогов, обеспечивающий целостность педагогического процесса, позволяющий осуществить согласованный подход по всем направлениям взаимодействия взрослого и ребенка. В комплекте имеются пособия последующим направлениям программы:

  • Физическая культура
  • Здоровье
  • Безопасность
  • Социализация
  • Труд
  • Познание
  • Коммуникация
  • Чтение художественной литературы
  • Художественное творчество
  • Музыка

 

         В комплекте методических пособий дано годовое планирование работы с детьми, но последовательность планирования материала определяется педагогом в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их здоровья, интенсивности и темпа их продвижения, независимо от уровня исходной подготовленности. По основным разделам программы представлены методики обследования уровня развития детей.

      Методические и дидактические материалы раскрывают педагогические положения и технологии, позволяющие создать оптимальные условия для полноценного развития и оздоровления ребенка на протяжении раннего и  дошкольного периода детства. В них заложены возможности использования программы в зависимости от  интенсивности и темпа продвижения детей, а также в соответствии с региональными и национальными особенностями, индивидуальными возможностями детей.

        Методические рекомендации разработаны с учетом взаимосвязи разных областей знаний, способствуют формированию общей культуры личности ребенка и позволяют детям успешно овладевать теоретическими знаниями и прикладными умениями.  

                                                                                                                                                                      I.            Часть

Раздел 1. Организация режима пребывания детей в ДОУ.

    Качественное образование – это во многом результат единства  целей, задач, содержания, технологий  и форм организации образовательного процесса.

Исходя из этого условия, определены:

  • режим организации жизнедеятельности детей;
  • организация питания;
  • сетка занятий и учебный план  детского сада;
  • система физкультурно-оздоровительной работы;
  • система индивидуальной работы с детьми;
  • система взаимодействия детского сада и семьи;

Режим организации жизнедеятельности детского сада определен:

  • в соответствии с функциональными возможностями детей разного возраста;
  • на основе соблюдения баланса между разными видами активности детей;
  • с учетом социального заказа родителей и нормативно-правовых требований к организации режима деятельности ДОУ.

      Деятельность детского сада осуществляется в 10,5-часовой режим: с 7.30 до 18.00.

      Целостность педагогического процесса в МБДОУ обеспечивается путём внедрения примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой и М.А. Васильевой.

     Учебный план во всех возрастных группах спланирован на пятидневную рабочую неделю с 10,5 часовым пребыванием детей в ДОУ.

Количество годовых учебных недель – 31 неделя

  • с 01.09 по 30.09 – адаптационный период в младшей группе ( вновь принятые дети)
  • Организованные НОД в дошкольных группах начинается с1 сентября, заканчиваются 31 мая.
  • с 1 сентября по 15 сентября – адаптационный, диагностический период (мониторинг)
  • с 16.19 по 27.12 – учебный период
  • с 28.12 по 11.01 – новогодние каникулы
  • с 11.01 по 24.03 – учебный период
  • с 25.03 по 31.03 – «творческие» каникулы
  • с 01.04 по 15.05 – учебный период
  • с 16.05 по 31.05 – диагностический период

 

Объём нагрузки, продолжительность

основных видов организованной деятельности

 

Возраст детей

Длительность занятия

Общее количество занятий в неделю

Общее время в часах

 младшая группа

15 минут

11

396 мин.

Средняя группа

20 минут

12

432 мин.

Старшая группа

25 минут

15

540 мин.

Подготовительная группа

30 минут

17

612 мин.

 

     Перерыв между занятиями не менее 10 минут. Во время творческих и  новогодних каникул проводятся занятия эстетического и оздоровительного цикла.

      Реализация учебного плана возможна только при выполнении определённых условий:

  • профессиональная компетентность и принятие педагогическим коллективом комплексной программы и технологий, реализуемых в ДОУ;
  • правильный подбор методического обеспечения к реализуемым программам, технологиям;
  • создание условий для реализации программ и технологий:
    • режим дня;
    • полноценная развивающая среда
    • привлечение родителей  в образовательный процесс.

 

Формы организации образовательного процесса

 

Направление развития

Формы организации работы

Физическое развитие

Занятия (тематические, игровые, интегрированные, с элементами логоритмики и корригирующей гимнастики и др.), утренняя гимнастика, прогулки, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, индивидуальная работа, праздники, развлечения, спортивные досуги, беседы, подвижные игры, хороводные игры, спортивные семейные праздники.

Познавательное развитие

Ведение опытно-исследовательской деятельности, детское экспериментирование, занятия, индивидуальная работа, дидактические и ролевые игры, экскурсии, беседы, наблюдения, чтение художественной литературы и обязательное обсуждение прочитанного, театрализованная деятельность, взаимодействие с другими социокультурными объектами, совместная деятельность с родителями, кружковая работа.

Художественно-эстетическое развитие

Занятия, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность, организация выставок детского творчества, участие в конкурсах, подготовка выступлений для различных меропртятий, наблюдения, экскурсии.

    Учебный план составлен для 3 групп ( младшей группы, средней, старшей и подготовительной) и ориентирован на 5-ти дневную учебную  неделю.

  • По действующему СанПиН для детей раннего возраста от 1,5 до 3-х лет планируют не более 10 занятий в неделю продолжительностью не более 8 -10 минут.
  • По действующему СанПиН для детей с 3-х до 4-х лет планируют не более 11 занятий в неделю продолжительностью не более 15 минут.
  • По действующему СанПиН для детей с 4-х до 5 лет планируют не более 12 занятий в неделю продолжительностью не более 20 минут.
  • По действующему СанПиН для детей с 5 до 6 лет планируют не более 15 занятий в неделю продолжительностью не более 25 минут.
  • По действующему СанПиН для детей 6 до 7 лет планируют не более 17 занятий в неделю продолжительностью не более 30 минут.

      В первой половине дня в младших группах планируется не более одного занятия, в группах старшего дошкольного возраста – не более трех. С целью профилактики утомления на занятиях проводятся физкультминутки длительностью 2 – 3 минуты.

 

Проектирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

 

Направления развития

1-ая половина дня

2-ая половина дня

1

Физическое развитие и оздоровление

Приём детей, утренняя гимнастика (п\и, игровые сюжеты), гигиенические процедуры (обширное умывание, полоскание рта), закаливание в повседневной жизни, физкультминутки, физкультурные занятия, прогулки.

Гимнастика после сна, закаливание, физкультурные досуги, игры, самостоятельная двигательная активность, занятия хореографией, прогулка.

2.

Познавательное

Занятия, д\и, наблюдения, беседы, экскурсии по участку, опыты, экспериментирования.

Занятия, игры, досуги. Индивидуальные занятия.

3.

Социально-личностное

Утренний приём, индивидуальные и групповые беседы, оценка эмоционального настроения группы и последующая корректировка плана работы, формирование навыков культуры еды, этика быта, трудовые поручения, культура общения, театрализованные и с/р игры.

Индивидуальная работа, эстетика быта, трудовые поручения, игры с ряженьем, работа в книжном уголке, с\р игры, общение младших и старших детей, встречи с интересными людьми.

4.

Художественно-эстетическое

Занятия по музыкальному воспитанию и ИЗО, эстетика быта, экскурсия на природу.

Занятия в изостудии, музыкально-художественные досуги, индивидуальная работа.

 

Система физкультурно-оздоровительной работы

     Полноценное развитие  ребенка невозможно без физического воспитания. В связи с этим, физкультурно-оздоровительная работа в детском саду имеет большое значение, как для укрепления здоровья, так и для формирования двигательных умений и навыков, являющихся значимыми компонентами в познавательном и эмоциональном развитии детей.

      Культивирование здорового образа жизни  -  основы здоровья как личностного ресурса успешности: вот основная задача всей физкультурно-оздоровительной деятельности детского сада.

     Исходя из обозначенных положений, в детском саду выстроена следующая модель физкультурно-оздоровительной деятельности:

 

Формы организации

 

Младший возраст

2-3 года

Средний возраст

3-5 года

Старший возраст

5 - 7 лет

1. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в ходе выполнения режимных моментов деятельности детского сада

1.1 Утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением

4-5 минут ежедневно

5-8 минут ежедневно

8-10 минут ежедневно

1.2 Физкультминутки        

 

Ежедневно по мере необходимости (до 3-х минут)

1.3 Игры и физические упражнения на прогулке   

 

Ежедневно 5-6 минут

 

Ежедневно 10 - 20 минут

Ежедневно 20-30 минут

 

1.4 Закаливание:

 

  • воздушные ванны (ежедневно после дневного сна)
  • босохождение (ежедневно после дневного сна)
  • ходьба по массажным дорожкам (ежедневно после дневного сна)

 

1.5 Дыхательная гимнастика         

 

Ежедневно после дневного сна, на занятиях по развитию речи, физической культуре.

 

2. Учебные физкультурные занятия

2.1 Занятия в спортивном зале

 

2 раза в неделю по 10 минут

 

2 раза в неделю по 15 - 20 минут

 

2 раза в неделю по 25 - 30 минут

 

2.2. Физкультурные занятия на свежем воздухе  

1 раз в неделю 15 минут

 

1 раз в неделю 20 минут

1 раз в неделю 30 минут

 

 

3.Спортивный досуг

3.1 Самостоятельная двигательная деятельность      

 

 

Ежедневно под руководством воспитателя

(продолжительность определяется в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка)

 

3.2 Спортивные праздники

1 раз в год

2 раза в год

 

2 раза в год

 

3.3 Досуги и развлечения       

1 раз в квартал

1 раз в месяц

1 раз в месяц

3.4 Дни здоровья        

 

1 раз в квартал

 

4. Совместная деятельность с семьей

4.1 Веселые старты      

1 раз в год

4.2. Консультации для родителей

 

Ежеквартально

 

Организация питания.

       Основные принципы организации питания.

  • Адекватная энергетическая ценность рационов, соответствующая энергозатратам детей.
  • Сбалансированность рациона питания.
  • Максимальное разнообразие рациона.
  • Высокая технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их вкусовые достоинства и сохранность пищевой ценности.

        Организация рационального питания детей в детском саду основана на соблюдении утвержденных наборов продуктов и осуществляется в соответствии с разработанным примерным десятидневным меню, утверждённым органами Роспотребнадзора.

       Бракераж готовой продукции проводится регулярно с оценкой вкусовых качеств.

       График выдачи питания разработан в соответствии с возрастными особенностями детей,  санитарно-гигиеническими требованиями и режимом работы детского сада.

 

Раздел 2.

Содержание психолого-педагогической работы

по освоению образовательных областей.

 

  • «Физическая культура»

 

Цели: формирование у детей интереса и ценностного отношения к

           занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

ü развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

ü накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

ü формирование у воспитанников  потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

 

Региональная составляющая – народные игры, традиции, развлечения русского народа, края.

Перечень программ  и технологий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологии и пособия

по проблеме: «Физическая культура»

  1. Физическая культура – дошкольникам / Л.Д. Глазырина. – М.: Владос, 2004.
  2. Физическая культура в младшей группе детского сада /  Л.Д. Глазырина. – М.: Владос, 2005.
  3. Физическая культура в средней  группе детского сада / Л.Д. Глазырина. – М.: Владос, 2005.
  4. Физическая культура в старшей  группе детского сада / Л.Д. Глазырина. – М.: Владос, 2005.
  5. Физическая культура в подготовительной  группе детского сада / Л.Д. Глазырина. – М.: Владос, 2005.
  6. Физкультура – это радость / Л.Н. Сивачева. – СПб.: Детство-пресс, 2001.
  7. С физкультурой дружить - здоровым быть / М.Д. Маханева. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.
  8. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учрежлении / Н.С. Галицына. – М.: Скрепторий, 2004.
  9. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет / Л.В. Яковлева, Р.А. Юдина. – М.: Владос, 2003.
  10. Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении / А.П. Щербак. – М.:  Владос, 1999.
  11. Физкультурные праздники в детском саду / В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак. – М.: Просвещение, 2003.
  12. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет / Л.И. Пензулаева. – М.: Владос, 2002.
    1. Лечебная физкультура для дошкольников / О.В. Козырева. – М.: Просвещение, 2003.

 

 

  • «Здоровье»

Цели: охрана здоровья детей и формирование основы культуры

           здоровья через решение следующих задач:

ü  сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

ü воспитание культурно-гигиенических навыков;

ü формирование начальных представлений о здоровом образе  

  • «Безопасность»

Цели: формирование основ безопасности собственной Продолжение »

© dsskovoduvanchik

Сделать бесплатный сайт с uCoz